Доклад: Афина. Функции её культа, отображение её образа в древнегреческом искусстве
Доклад: Афина. Функции её культа, отображение её образа в древнегреческом искусстве
АФИНА
- в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении
Афины от Зевса и Метиды ("мудрости", греч. metis - "мысль",
размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение
Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода
патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина
является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его
замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно
материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический
характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя
функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Зевс,
зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил
свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего
ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы
в полном боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или
реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.
Афина
- одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости
она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде
развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу.
Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с
новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную
независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки
мудрости Афины восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода.
Изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины.
Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой
змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов
и людей.
Многочисленны
сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым
дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По
Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с
дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой
("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").
Священным
деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями
судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать.
Мощная
богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии
направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина
убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения.
Она
- убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина требует к
себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен
миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло),
когда тот случайно увидел её омовение.
Классическая
Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям,
защищает общественный порядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот
вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой.
В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно важное событие не
обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и
постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница
греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя
"градозащитницы".
Огромная
статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьем, сияющим на солнце,
украшал акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и
Парфенон.
Памятником
прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы
ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".
Афина
всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства,
мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему
люду. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста.
Афине
приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Одного её
прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она
возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и
привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом
удивительной красотой.
Афина
- богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных делах. Для
поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и
символом всеобъемлющей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница
афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"),
Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя
("провидящая").
Хотя
культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия,
Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась
Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини
- покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во
время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву
гражданского служения богине.
В
Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены
два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности
Афина остаётся свидетельством организующей и напрвляющей силы разума, который
упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства,
основанного на демократическом законодательстве.
Образ
Афины нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики.
Гигантская статуя "Афины Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в
Парфеноне в 438 г. до н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким
уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдельные
сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например,
многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины
из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за
обладание землей Аттики.
В
греческой вазописи были распространены сцены, посвященные рождению Афины, её
участию в Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на
помпейских фресках.
В
эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной
традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением
мудрости и символизирует триумф разума ("Минерва побеждает
невежество" Б.Спрангера, "Царство Минервы" А.Эльсхаймера),
добродетели и целомудрия ("Паллада и кентавр" С.Боттичелли,
"Победа добродетели над грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и
Марс" Я.Тинторетто,П.Веронезе и др.).
В
музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто
нескольких произведений 17-18 вв., в числе которых оперы "Рождение
Афины" А.Драги, "Минерва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс"
М.Гримани, "Паллада торжествующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор
Паллады и Венеры" Л.Кальдарыи "Паллада" П.В.Гульельми.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта Статья СИБИРСКИЕ
КЕТЫ ПРИШЛИ СО ЗВЁЗД на сайте Statya_RU.htm