Доклад: Эстетическое основание становления мира
Доклад: Эстетическое основание становления мира
Тоичкина С. А.
Национальный технический университет Украины «КПИ»
Киев
Играющему верьте! Он — женщина,
он — демон, он — дитя...
Р. М. Рильке
«Человек живет сегодня в мире, о котором знает меньше,
чем мы это предполагаем. Он утратил цельный образ мира и стал жертвой образов.
То, что наш век называет образом, стало на самом деле одной из абстракций»,—
так описал наш мир известный швейцарский писатель Ф. Дюрренматт, и его слова
достаточно точно передают наши мироощущения от соприкосновения с миром зыбким и
неустойчивым, с миром подчас абсурдным. Автором, а значит, и виновником данного
мира выступает сам человек, периодически впадающий в зависимость от той или
иной метанаррации, универсального и всеохватного рассказа о мире (Ж.-Ф.
Лиотар). Главные свойства таких метарассказов — уверенность в собственной
истинности, а также в том, что мир может быть описан и смоделирован усилием
единой традиции. В результате линейного воспроизводства (а это единственно
возможный тип функционирования любой метанаррации) в культуру не вводятся новые
элементы, ее становление подменяется процессом «радикальной мутации» (Ж.
Бодрийяр), а сам человек оказывается в тисках бесчисленных образов-репродукций.
И как следствие, человек не только теряет саму реальность, наращивая элементы
абсурда в собственном существовании, но и теряет собственную сущность, так как
«сумасшествие» внешнего постепенно разрушает его дух.
Мир непостоянен и изменчив в своих
многомерно-ускоренных проявлениях, и для того чтобы удержаться в нем, не
потерять свое право на существование, человечеству необходимо измениться, т.е.
сформировать в себе свободу восприятия вечно подвижных форм мира. Возникает
проблема: как выйти на созерцание (и претворение в своих собственных деяниях)
полноты бытия? Для разрешения данной проблемы и существует искусство как
определенная стратегия постижения ритмов человеческого бытия, а одновременно с
этим и как определенный инструментарий по настройке человеческого духа, его
способности улавливать многомерный, бесконечно изменчивый и вечно ускользающий
от человека мир.
Искусство — это одна из древнейших форм общения мира и
человека, с помощью которого вводятся в контекст культуры фрагменты реальной
жизни. Но суть эстетического опыта, «игры» искусства с непосредственными
реалиями бытия — не просто в ориентации человеческого духа на захваченность
бытием. Самое важное и необходимое в существовании искусства — это то, что оно
является своеобразной конструкцией по формированию человеческой способности
восприятия, а точнее говоря, способности к свободе восприятия. Художественное
произведение выстраивает свой мир на реально-ирреальном уровнях, следовательно,
его встреча с действительностью — это некий акт событийного типа. Мир,
благодаря эстетическому опыту искусства, приоткрывает перед человеком свою
движущуюся многомерность, где вещи и «Я» получают свои «собственные»,
соответствующие действительному положению дел названия в динамике произведений
искусства. Благодаря этому человеческий дух выводится за границы
субъективности, освобождаясь от наивности представлений по отношению к
собственной реальности.
Эстетическая опытность искусства подталкивает
оформившуюся вещественность мира и человека на совершение определенного
круговорота движений. Привычные очертания мира сдвигаются, и материя получает
новое оформление. Человек приобретает способность к осознанию динамики смыслов
бытия через непосредственное восприятие становящихся форм действительности и
самого себя как ее части. Эта своеобразная игра форм, на которой работает
искусство, не только порождает сущность посредством обращения к существованию,
но и выстраивает (посредством особого кода) соответствующую структуру в том,
кто воспринимает. Тем самым создаются условия для того, чтобы «сознание было
каждый раз заново» (М. Мамардашвили), а это — одно из необходимых условий для
становления культуры как многомерного видения наших действительных форм
существования.