Доклад: Философия Японии
Доклад: Философия Японии
Возникновение
философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи
буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными
религиозно-мифологическими представлениями. Буддийская культура осваивалась
сектами Тэндай и Сингон; их основатели Сайте и Кукай выдвигали самостоятельное
истолкование буддизма. В 12-14 вв. сложились учения сект дзэн, дзедо и нитирэн,
появились крупные интерпретаторы буддийской философии - Догэн, Синран и
Нитирэн.
В
14-16 вв. в философской мысли неограниченно господствовал буддизм, с 17 в.
преобладающее влияние приобрело конфуцианство, более соответствовавшее
феодальным устоям японского общества. Ведущим философским течением была
неоконфуцианская школа Сюсигаку, проповедовавшая учение китайского философа Чжу
Си. Наряду с ней существовали школа классического конфуцианства - Кокугаку
(основные представители - Сорай Буцу, Норинага Мотоори, Мабути Камо) и школа
Оемэйгаку, последователей китайского философа Ван Янмина, во главе которой
стояли Тодзю Наказ и Бандзан Кумадзава. В 17- 18 вв. неортодоксальные учения,
отвергающие догмы конфуцианства, развивали Кюсо Муро, Сюнан Ямагата и Байэн
Миура. С материалистическими идеями выступали Сеэки Андо и Дзинсай Ито, во 2-й
половине 19 в. - Темин Наказ.
После
незавершенной буржуазной революции 1867 - 68 начался процесс усвоения
европейской философии; традиционная буддийско-конфуцианская философия
постепенно теряла свое влияние, вытесняемая различными западноевропейскими
буржуазными философскими учениями. В последней трети 19 - начале 20 вв.
получили распространение идеи философии французского Просвещения и английского
позитивизма, приобрел влияние немецкий классический идеализм. В этот же период
началось проникновение в Японии марксистских идей, появились первые переводы
философских произведений классиков марксизма.
В
20-40-х гг. 20 в. на японскую буржуазную философию оказывали сильное
воздействие кантианство и гегельянство, а также прагматизм, феноменология и
экзистенциализм. Сложился японский "классический идеализм",
представленный Киотской школой. Виднейшие ее представители - Китаро Нисида,
Хадзимэ Танабэ, Киеси Мики - развивали эклектические концепции в духе
западноевропейского идеализма, используя отдельные категории буддийской
метафизики. Получили распространение различные философские версии реакционной
идеологии "японизма".
После
2-й мировой войны 1939-45 традиционная буддийско-конфуцианская философия
окончательно утратила свое влияние. В конце 40-х гг. фактически распалась
Киотская школа. В 50-х гг. ведущие позиции занимают экзистенциализм и
прагматизм; с 60-х гг. приобретают влияние аналитическая философия и другие
новейшие течения современной буржуазной философии. Наряду с классическими
интерпретациями различных течений идеализма появляются их японские варианты -
"японский прагматизм", "японский экзистенциализм" и т. п.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/