Статья: Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России
Статья: Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России
Суленко И. А., Иванищина О. Н.
1.
Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.
Цель:
Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена
в Древней Руси во главе государства стояли Великие князья; столицей Киевской
Руси был город Киев; князья управляли государством, принимали заморских послов,
вершили суд, устраивали пиры, Древняя Русь была богатым государством.
Материал:
Иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, Золотых ворот и
Софийского собора в Киеве.
Ход:
Воспитатель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.
В
Древней Руси во главе государства стояли Великие князья. В разное время это
были: Ярослав Мудрый, Владимир Красное Солнышко, Вещий Олег, Княгиня Ольга,
Владимир Мономах и др. Князья не только управляли государством, но также
принимали заморских послов, вершили суды; князья любили попировать с
дружинниками в честь своих ратных побед, а для простых горожан киевские князья
устраивали скачки, турниры, различные игрища.
Древняя
Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым
государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси - Киев, рассказывали о
его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые
золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола
многочисленных церквей. Но больше других поражало воображение путешественников
главных храм Киева - Софийский собор: величественный каменный красавец,
украшенный тринадцатью куполами.
2.
Чтение былины "Ставр Годинович".
Цель:
Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян
на основе былины "Ставр Годинович". Используя разные средства
выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога русской
былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река
Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, водица студёная, калики
перехожие.
Ход:
Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию
былины.
Где
происходит действие былины? Как звали Великого князя, который правил в те
времена Киевом? Почему князь посадил Ставра Годиновича в острог? Как звали жену
Ставра Годиновича? Как она спасла своего мужа? Кто не поверил "добру
молодцу" Василию Микуловичу? Как испытывал князь "добра
молодца"? Почему князь Владимир отпустил Ставра Годиновича и Василису
Микуличну?
3.
Словесная игра "Похвали соседа".
Цель:
Упражнять детей в подборе слов, характеризующих положительные качества
человека. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Ход:
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга находится ведущий. Играющие
ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У
дядюшки Трифона
Было
семеро детей,
Семеро
сыновей:
Они
не пили, не ели
Друг
на друга смотрели,
Слова
разные говорили,
Друг
друга хвалили.
Ведущий
бросает мяч одному из детей, хвалит ребёнка потешкой. Ребёнок бросает мяч
товарищу и тоже хвалит его потешкой.
Игра
продолжается.
Хвалебные
потешки.
Наша
Лерочка в саду,
Что
оладушек в меду.
Коленька
хороший,
Коленька
пригожий.
Наша
Маша маленька,
У
ней губки маленьки.
У
нашей Галеньки
Красный
кафтанчик
С
синим карманчиком.
В
светлом "Теремочке"
Выросла
Лизуша.
Все
её любят, все её голубят.
4.
Беседа об эмоциях человека.
Цель:
Уточнить представление детей о различных эмоциональных состояниях человека.
Упражнять в изображении эмоциональных состояний с помощью жестов и мимики.
Вопросы
к беседе: Какие эмоциональные состояния вы знаете? Какие люди располагают к
общению? Что нужно сделать, чтобы плохое настроение стало хорошим? Что ты
делаешь в случае, когда твой друг загрустил, обиделся, огорчился? Вспомни, что
тебе помогает улучшить настроение?
Ход:
Воспитатель раздаёт детям маленькие зеркала и предлагает изобразить разные
эмоциональные состояния человека: грусть, радость, удивление, огорчение и т.д.
В ходе выполнения задания обращает внимание на выразительность передаваемых
состояний.
5.
Подвижная игра "Здравствуй, дедушка Мазай!"
Цель:
Тренировать детей в создании выразительных образов с помощью мимики и жестов.
Ход:
выбирается "дедушка Мазай" (с помощью считалки). Остальные участники
остаются детьми. Дети придумывают и обговаривают то, что они будут показывать.
Со словами: "Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были мы
не скажем, а что делали покажем". После того,как покажут образ "деду
Мазаю", он угадывает и называет его. Если он правильно назвал, дети
разбегаются, он их догоняет. Пойманный ребёнок становится "Мазаем".
6.
Подвижная игра "Молчанка".
Цель:
Развивать образное мышление, воображение, чувство юмора. Воспитывать выдержку,
умение подчиняться правилам игры, интерес к устному народному творчеству.
Ход:
Перед началом игры все участники произносят певалку:
Первенчики,
червенчики,
Летали
голубенчики
По
свежей росе,
По
чужой полосе,
Там
чашки, орешки,
Медок,
сахарок -
Молчок!
Как
скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить
играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стишками. Если
кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети
выкупают свои фанты: по желанию играющих поют песенки, читают стихи и т.д.
Смешилки,
дразнилки.
Оля,
Оля, вылей воду
На
зелёную колоду -
Поросят
помыть,
Боровка
напоить!
Андрей-ротозей,
Не
гоняй голубей,
Голуби
боятся,
На
крышу не садятся.
Гришка-воришка
Украл
топоришко,
Полез
в окошко,
Упал
в лукошко.
-
Мишка-медведь,
Научи
меня реветь!
-
Я умею, да не смею,
Я
хозяина боюсь!
Лёнчик-пончик
Съел
батончик,
Поросёнка
и быка,
Ушат
выпил молока,
Ещё
клеть поел хлебов,
Три
корзины пирогов.
Миронушка-Мирон,
полна
пазуха ворон.
Выглянул
в окошко
-Голова
с лукошко,
Нос
крючком,
Волоса
клочком!
Хотел
Федя
Убить
медведя,
А
ему медведь:
-
Федь, не сметь!
Никита-волокита
Купил
лошадь без копыта.
А
Фома-простота
Купил
лошадь без хвоста.
Гена-пена,
дай полено,
Нечем
печку растопить!
А
из печки дым идёт,
Гена
барышню ведёт.=
Мишка-плишка-лебеда
Не
годится никуда
Нос
картошкой
Глаза
плошкой,
Рот
до самых до ушей
-Хоть
завязочки пришей
7.
Дидактическая игра Герои русских былин".
Цель:
Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать
восприятие.Материал: Кубики, набор иллюстраций.
Ход:
Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из кубиков такую же картину
по выбранному образцу.
8.
Чтение пословиц, поговорок о различных эмоциональных состояниях человека.
Цель:
Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа, о различных
эмоциональных состояниях человека. Подвести к пониманию того, что в каждой
пословице, поговорке заключена народная мудрость.
Радость
Смех
- родной брат силы.
Весёлый
смех - здоровье.
Задор
забывает, что сил не хватает.
Страх
Кто
испуган, тот побеждён наполовину.
За
волосы дыбом не скажут "Спасибо".
У
страха глаза велики.
Дрожит,
как осиновый лист.
Обида
Кто
кого обидит, тот того и ненавидит.
Робость
Когда
робость приходит - победа уходит.
Не
сробеешь - врага одолеешь.
9.
Речевое упражнение "Кто лучше скажет".
Цель:
Развивать темп речи у детей. Упражнять в проговаривании чистоговорок.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Ход:
Воспитатель проговаривает скороговорку, просит детей повторить её, соблюдая
очерёдность.
Маша
кудри распустила - солнце их раззолотило.
Вставай,
Архип, - петух охрип.
Серёжка,
Серёжка, громко топни ножкой.
Ты
скажи, Федул, зачем губы надул?
***
Ставр
Годинович.
Случилось
это давным-давно в городе во Киеве. Правил Киевом великий князь, звали его
Владимиром.
Вот
однажды собрал князь гостей; князей да бояр на пир честной. Сидят гости на
пировании в палатах белокаменных - пьют, едят, да друг пред дружкой
похваляются. Только один гость сидит не хвастает, зовут его Ставром
Годиновичем. И спросил его князь: "Что молчишь, сидишь Ставрушка? Али
нечем тебе похвастаться". Отвечает ему Ставр: "Есть у меня, светлый
князь, и золота и серебра предостаточно. Но свою жену Василису я ценю дороже
злата-серебра! Нет ей равной по уму по всей Руси Великой, всех она
перехитрит!"
Не
понравились князю таковы слова гостя честного и задумал Владимир нехорошее.
Приказал он своим слугам схватить Ставра Годиновича, посадить его в погреба
глубокие. "Если женушка твоя такая умная, пусть сумеет тебя оттуда
высвободить".
И
дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж ее
сидит в темном погребе, стала она думать - как его освободить из острога. И
подумала она: "Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а могу спасти
его своею догадкою, женской хитростью, да изворотливостью".
Первым
наперво - отрезала она косоньки свои длинные, уложила волосы по молодецки.
Назвалась добрым молодцом Василием Микуловичем и отправилась из терема высокого
в путь - выручать мужа любимого.
Приезжает
она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и
просит себе в жены княжескую дочь. Но княжна молодая догадывается, что это
женщина и просит: "Испытай его, батюшка!" Говорит тогда князь:
"Не угодно ли тебе сходить в баньку - попариться?" Отвечает тот:
"Не худо бы!"
Только
собрался князь в баню, а гость уже выходит: "С легким паром!"
Раздосадовался князь и говорит ему на другой день: "Неугодно ли после
баньки отдохнуть?" Отвечает Василий: "Не худо бы!" В спаленке он
головой ложиться, где ногам быть, а ногами ложиться на подушечку. Тут вошел
князь, посмотрел: есть широкие плечи богатырские! А на третий день говорит ему
князь: "Не угодно ли с моими дворянами потешиться. Сходить на широкий двор,
в колечко золоченое стрелять".
Дворяне
стреляли не попали, Василий Микулович стрелял - попал. И с боярами потешился:
взял одного одной рукой, другого другой, а третьего посередочке и всех лбами
свел, за раз он наземь троих положил.
Испугался
князь и отдал за него дочь. Настал день свадьбы, но не весел сидит жених.
Говорит: "Грустно у тебя князь, музыканты играют - что собаки воют!"
Говорит князь: "Так нет других!" Изумился жених: "Как нет, а
слыхал я, что у тебя во погребах томится Ставр - именитый гусляр! Выпусти его,
сделай милость!"
Вышел
тут Ставр, так и разоблачилась Василиса . Удивился Ставр: "А где же твои
косы шелковые?" Василиса ему: "А косами я тебя из погреба
высвободила!" Тут стыдно стало князю и отпустил он их с миром. И ушли они,
и зажили счастливо!