Доклад: Словообразование
Доклад: Словообразование
Литневская Е. И.
Словообразованием
называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания,
в котором изучается производность, средства и способы образования слов.
Главные
задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1)
установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном
уровне),
2)
определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.
Основные
понятия словообразования:
-
производная (ПН) основа,
-
производящая (ПЩ) основа (или основы),
-
средство словообразования,
-
способ словообразования,
-
процессы, сопровождающие словообразование.
Средство и способ словообразования
Понятия
средства и способа словообразования используются для описания того, как от
основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова.
Первая основа называется производящей, вторая - производной. Производящая
основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется,
истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально
образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий
мотивированности): стол-ик > стол, столик - 'маленький стол' (о производной
и производящей основе и критерии мотивированности см. также в разделе
"Морфемика").
Средством
образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка,
суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к
производящей основе приставки и суффикса и т .п.
Но
есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой
(основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством
создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.
Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1)
сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах
одной и той же части речи): специалист < спец;
2)
сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое
сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного
слова, а также единым ударением: универсальный магазин < универмаг;
3)
изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный
представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и
формы множественного числа, а у существительного чайная - только формы
единственного числа женского рода и множественного числа.
Для
образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая
морфема и операционное средство, например: земля + делать < земл-е-дел-ец
(сложение производящих основ + суффикс).
Характеристика
средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в
основе классификации способов словообразования:
1.
Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования
словообразующие морфемы:
1)
приставочный: делать < пере-делать;
2)
суффиксальный: синий < син-ев-а;
3)
постфиксальный: мыть < мыть-ся;
4)
приставочно-суффиксальный: стакан < под-стакан-ник;
5)
приставочно-постфиксальный: бежать < раз-бежать-ся;
6)
суффиксально-постфиксальный: гордый < горд-и-ть-ся;
7)
приставочно-суффиксально-постфиксальный: говорить < пере-говар-ива-ть-ся.
2.
Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования:
1)
сокращение: заместитель < зам,
2)
сложение:
а)
сложносоставной способ: диван + кровать < диван-кровать,
б)
сложение: лес + степь < лес(о)степь.
Разновидностью
сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума
сшедший < сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого
производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как
это было в производящем: сум(а)сшедший.
в)
сложение с сокращением (аббревиация): сберегательный банк < сбербанк,
Московский государственный университет < МГУ.
При
аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв
(МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв
или звуков остальных слов (городской отдел народного образования < гороно),
аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части
первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с
началом и/или концом второго (торговое представительство < торгпредство).
3)
переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода
является субстантивация - переход прилагательного или причастия в
существительное: столовая (прил.) < столовая (сущ.).
3.
Смешанные способы, при которых одновременно используются словообразующие
морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить <
орден(о)нос-ец (сложение производящих основ + суффиксация).
Случаи
типа бежать < бег, называемый в в школьной грамматике бессуффиксным
словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже
было сказано, нулевой: бег-#> бежа-ть.
В
процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для
взаимоприспособления морфем в производном слове:
1)
чередование гласных и согласных: кошка < кошеч-к-а (чередования к/ч, (/е), лев
< льв-иц-а (чередования в/в', е/(#),
2)
вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса): пар + ходить <
пар(о)ход-#,
3)
усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом
словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово):
реза-ть < рез-к-а,
4)
в некоторых случаях во избежание повтора одинаковых сегментов может происходить
наложение морфем: лилов-ый + -оват-< лиловатый (вместо *лилов-оват-ый).