Доклад: ТРИЗ-педагогика
Доклад: ТРИЗ-педагогика
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое
направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была
положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е.
российской, а еще точнее советской) школы Г.С.Альтшуллера.
ТРИЗ-педагогика
ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности,
подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее
отличие от известных средств проблемного обучения— виспользовании мирового
опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.
Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Под
методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и
алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как
мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и
их разновидности.
Современная
ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от
дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой
возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности,
соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают
игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.п.
Для
развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных
изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика,
биология, экология, искусство, техника и бизнес.
Для
каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики.
Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве.
Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения
ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в
ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и
освоение способов их создания.
Особое
место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для
преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными
идеями.
На
сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической
тематике.
Список литературы
Альтов
Г. И тут появился изобретатель.— М.: «Детская литература», 1989.
Альтшуллер
Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.—
Минск: «Беларусь», 1994.
Березина
В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с
чудом. Наставники. Достойная цель.— Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.
Бухвалов
В.А., Мурашковский Ю.С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном
курсе биологии: Книга для учителей и учащихся.— Рига: 1993.
Викентьев
И.Л., Кайков И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах.— Новосибирск,
1992.
Гин
А.А. Приемы педагогической техники.— М.: «Вита-Пресс», 1999.
Гин
А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина.— М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин
С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов.— М.:
«Вита-Пресс», 2002.
Гин
С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов.— М.:
«Вита-Пресс», 2001.
Гин
С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов.—
Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.
Злотин
Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии.— Кишинев: «Лумина», 1988.
Злотин
Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок.— Кишинев: «Лумина», 1989.
Иванов
Г.И. ...И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд.,
1987.
Камин
А.Л., Камин А.А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе
развивающего обучения.— Харьков-Москва: ННМЦ «Развивающее обучение», 1996.
Клеймихина
Т.В., Крейнина С.А. От Незнайки до....— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
Мурашковская
И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке.—
Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
Нестеренко
А.А. Страна загадок.— Ростовский университет, 1993.
Саламатов
Ю.П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя.— М.: «Просвещение», 1990.
Тимохов
В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ.— Санкт-Петербург:
ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.
Трифонов
Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения.—
Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
Чернихович
Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач.— Гомель: «Сож», 1995.
Шустерман
З.Г. Новые приключения Колобка».— М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
Дерзкие
формулы творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия»,
1987.
Нить
в лабиринте: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия», 1988.
Правила
игры без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А.Б.— Петрозаводск: «Карелия»,
1989.