Статья: Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе
Статья: Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе
Житко Елена Алексеевна, учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ №3 г. Пушкино.
В
начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает
существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи,
среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе
и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке
русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и
развитии творческого потенциала человека. Формирование исследовательской
позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо
подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно
учить, а учить мыслить».
Одним
из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к
открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным
этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство
удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе
использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и
сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно
поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием
для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения
является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей
во времени.
Развивают
поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции
ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая
ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения
учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение
реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять
элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять
пути решения поставленной задачи.
Важным
для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся
информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно
систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в
изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию
путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов,
умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается
вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и
продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с
первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные,
смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов
(классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться
разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так
и письменных) остается одной из главных задач.
На
уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так
как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания
урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится
добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле.
Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника,
выстраивать свое высказывание. (Работа по УМК С.Львовой).
Планируя
уроки русского языка в старших классах, предпочтение отдаётся таким формам
учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с
учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, лабораторные работы,
самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов,
рефератов, их рецензирование).
Доклад
ученицы 10 класса «Духовные истоки русского языка» был признан лучшим на
районной научно-практической конференции.
Осуществлению
взаимосвязи в изучении русского языка и литературы способствует работа с
текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой
деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки
старшеклассников.
Изучение
русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному
становлению личности, создаёт условия для реализации творческих возможностей
каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к языку.
В
основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность
учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного
восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание
произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку
или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и
глубоких переживаний.
В
своей практической работе я применяю следующие методы активизации
познавательной деятельности:
1.
Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека»,
тема бесовства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе
параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным
обобщениям по предложенным проблемам.
2.
Разнообразие жанров уроков:
-
творческие проекты. Тема: «Литературные места Подмосковья. Виртуальная
экскурсия в Мураново». Форма работы: групповое составление коллажей с
последующей защитой проекта.
-
ролевые игры. Тема: «Суд над Раскольниковым». Форма работы: судебное заседание
с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты,
свидетелей.
-
уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно
с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений,
музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).
3.
Словарная работа.
-составление
тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.
4.
Работа над выразительным чтением.
-
логическое ударение на ключевые слова.
5.
Выразительный пересказ.
-
позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
6.
Работа над датами.
-
с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в
каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени
поднял в творчестве.
Литературное
образование учеников не ограничивается только учебными и факультативными
занятиями. Целью внеклассной работы является побуждение учеников к
самообразованию, к самостоятельному поиску знаний. Так ученица 10 класса
сотрудничает с интернет-журналом «Православие. Ру»
Использование
технологии проектного обучения ориентирует современных школьников не только на
простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы
мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого
потенциала каждого ребенка.
Список литературы
1.Ипполитова
Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение. Изучающее
чтение//РЯШ, №6,1998;№1 , 1999
2.Качурин
М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.
М.: Просвещение, 1988
3.Михайлова
С.Ю., Нефедова Р.М. О конспектировании и реферировании при изучении
текстов//РЯШ, №2, 1998