Шпаргалка: Шпаргалки по современному русскому языку. Педагогика и методика начального образования
Шпаргалка: Шпаргалки по современному русскому языку. Педагогика и методика начального образования
1.
Сложное предложение как синт. ед. Принципы классификации СП.
Понятие
о с.п. –это коммуникативная синт. ед. предл. порядка. состоящая из нескольких
пред. частей. Как и прост. предл. слож.пр. хар-ется интонационной
законченностью. но выр-ют при этом более сложное содержание и имеет
соответственно более сложное строение. По своему содрежанию и строению сложное
прд. явл. единицей полепредикативной т.е. состоит из 2х или нескольких пред.
частей. Каждая из таких частей подобно простому пр. но в составе сложного
предл. объединяясь с др. предикативными ед. по смыслу и интонационно. не
обладает важнейшими признаками предл.: смысловой и инт. завершенностью. Поэтому
части сложного предл. не правомерно называть прост. предл. Их следует наз.
предикативными частями или пред. ед. Пр: Море глухо роптало и волны бились о
берег бешено и гневно. М-ду частями складывается отношение следствия. Если
точку поставить то следующее уйдет. Простые части слож. предл. нельзя охар-ть
по эмоц. и цели высказывания. Т.о. основное стр-ое различие мду простым и
сложным предл. заключается в том, что в простом предл. пред. центр. В сложном 2
или более. Кроме того имеется интонац. и смысл. отличия. Сложное предл.
состоящая и 2х пред. частей называют 2 компонентными. Пр: Отец пожеал мне
доброго пути, а дочь проводила до телеги. –здесь части равноправны. С.п.
состоящая из 3х и более компонентов пред. частей называют многочленными или
многокомпонентными. Пр: Столик и кровать стояли на прежних места, но на окнах
уже не было цветов, и все кругом показывает великость и необыкновенность.(3) –
грам. знач. сложного предл. отличается от знач. простого. Под грам. знач.
слож.пр. обычно понимают смысловые отношения мду его частями. При чем то или
иное грам. знач. св-ны не только какому-то одному предл, но всем предл. данного
вида имеющее одинаковое строение. Грам.отношен. –это отношения мду частями
с.п. Пр: 1) когда наши занятия по-немногу наладились, дедушка предложил
добавить к ним еще 1 предл.(2). 2)когда принесли лекарства, доктор молча,
тяжело сапя, приготовил раствор в 2х рамках. Оба эти предл. имеют одинаковое
гр.зн. они выражают временные отношения хотя конкретное содержание этих предл.
не имеют ничего общего.
2.
Ср-ва синт. связей частей в СП.
средства
связи предикативных частей. синт. отн. м-ду частями с.п. выр-ются с пом.
специальных ср-в связи. –эти ср-ва связи принято разделять на основные и дополнительные.
К основным относятся: 1)сочин. и подчин. союзы к-е соед. части с.с.п. и спп.
Пр: голубые глаза девушки открылись от испуга и в них сверкнула слеза. Пр:
Морозка понял, что разговор окончен. 2)Союзные слова. Могут быть ср-ми связи
только в спп. От союзов они отличаются тем, что явл. членами предл. к ним или
от них можно задать вопрос. Пр: пастух поглядел на небо, откуда крапил дождь.
3)корреляты. Также свойственны только спп.- это указательные слова в главной
части свидетельствующая о неравномерности. это местоимения и местоименные
наречия. соотносительные мест. Соотносящаяся т.е. можно употреблять с
определенными ср-ми связи к-е. будут. Пр: я тот… (можно кто, кого, кому) тот-
это коррелят. кого- это союзное слово в осн. части. 4)опорные слова могут
присутствовать в ссп. в нерасчлененных стр-ах. –это слова в главной части, от
которого будут завесить придаточная часть. пр: бредать в лесу не думая (о
чем?), что вдруг ты станешь очевидцем… (нельзя поставить точку – позицию
дополн. замещает пред. часть) 5)Интонация явл. к осн. ср-ми связи в любом
предл. Наибольшая важнаяинтонация для безсоюз. с.п. Здесь она будет явл.
основным показателем отноений мду частями предл. К дополнительным ср-вам связи
относят. 1)соотношение видо-врем. форм модальных видов глаголов сказуемых. Пр:
мы решили остановить свои поиски, так как в лесу было уже темно.
(одновременнсть) Пр: Дверь скрипнула и вошел хозяин. 2)анафорические
местоимения.- это местоимения указательные слова свидетельствующие о
независимости одной из частей. Пр:весь город наш такой (надо пояснить):
мошенник мошенником поганяет. 3)стр-ная неполнота одной части. Наличие в ней
незамещенной синт. позиции. пр: потом он видел, как Николаев всем давал карты.
4)Фиксированный либо нефиксированный порядок частей следования. (нельзя части
поменять местами) Пр: поэзия валяется в траве под ногами, так что надо только
нагнуться, чтобы ее увидеть и поднять с земли. (не фикс). 5)параллелизм
строения. пр: я был угрюм – другие дети веселы и бегают. (т.е. подобность
частей). 6)семантическая соотносительность, т.е. наличие и повторы одного
тематического ряда.
классификация
слож. предл. части сложного предл. могут объединятся при помощи союзов, союзных
слов и без союзов или союзных слов только при помощи интонации. В связи с этим
все сл. предл. делят на 2 большие группы:
а)безсоюзные
и союзные.
Пр:
голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза. На
глаз померить-криво отмерить. Союзные предл. делятся на 2 большие типа в
зависимости от типа союза. а)сложно-сочиненные (соч.союзы) б)сложноподчиненные
(подч. союзы). По кол-ву составляющих частей сложные предл. могут быть 2х.
компонентные и многокомпонентные.
3.
СcП их стр-но семант. признаки. Классификация СcП.
Сложносочиненные
предлож ссп. Общая хар-ка ссп. Предикативные части ссп. связываются сочин.
союзами к-е находятся мду предикативными частями и служат для выражения общих
грам. значений. По союзам выражающие различные значения ссп. делятся на сл.
стр-но семант. типы: 1)ссп с соед. союзами. и, да (и), ни…ни, тоже, также. Пр:
Мартовское солнце ярко светило и сквозь оконные стекла падали на стол горячие
лучи. 2)ссп. с разделительными союзами. Пр: каждую ночь что-нибудь будило их:
то топора стук, то крыса пробегала по клавишам открытого фортепьяно. или, либо,
то…то, ни то…ни то, толи…толи, а то… а не то, 3) ссп с противительными союзами.
а, но, да (но) однако, зато, же, только. Пр: печатались лубки тысячами, однако
не сохранилось их не так много. 4) ссп. с присоеди. с. или, да и, да. Пр: по
всему чувствовалось близость сильной руки, да и карта говорила об этом. 5)ссп.
с пояснительными с. то есть, а именно. Пр: началась война, а именно… 6)ссп. с
градационными союзами. не только, но и…, как, так и.., не то чтобы, но…, не то
чтобы, а и др.
Кроме
сочин. союзов в ссп. могут присутствовать и др. ср-ва способствующие связи
частей ссп. во-1х) Это видо-времен. и модальные формы сказ. эти формы служат
для выр-я: -одновременности, -разновременности, -реальности, -ирреальности. Пр:
фин. директора передернула и он отпросился за кулисы. (2й гл. сов. вида
передает последовательность событий во времени) во-2х) Фиксированный либо
нефиксированный порядок следования частей. Пр: произошла ошибка и депешу
передали сковерканой. (части нельзя переставить 2я часть рез-т из 1й части).
В-3х) Общевторостепенный член. Пр: в то утро я получил письмо, и брат решил
ехать. 4)анафорические м. и местоименные наречия во 2й части. Пр: через
четверть часа к решетке к ваганьковскому подъехали 3 грузовика, и на них
погрузился весь состав филиала во главе с заведующим. 5) лексич. повторы. Пр:
унаследовать квартиру племянника было слжно, но сложности эти нужно было во
чтобы то не стало преодолеть. 6) синтаксич. специализированные слова. (частицы,
мест, нар, - помогают в отношениях) а)частицы. все таки, все ровно, - явл.
показателем уступительных отношений. Пр: что-то неясное томило душу предателя,
и все таки (част) он решил принять предложение. (изменяет смысл, если убрать то
будет причинно-следств. отношения). б) частица вот, ли. – выр-ют отношения несоотвествия.
Пр: на сей раз советую быть вам поблагородней, а то вот фортуна может
ускользнуть. в)лексич. наречия и модальные слова. поэтому, от того, значит… -
выражают причинно следств. отношения. Они ни в чем не сходились др. с др. и от
этого их спор был интересен и нескончаемым. 7) синтаксический параллелизм
(полные или частичный). (т.е. построение однотипно Пр. подл. сказ и доп. – по
схеме) Пр: испустив крик отчаяния, буфетчик кинулся вниз, а котенок свалился с
головы и сбрызнул вверх. 8) неполнота одной из частей. Пр: дочь пошла в школу,
а сын в дсад. предикативные части ссп. по сравнению с сложноподчин. явл. более
самостоятельными более свободными, и более свободными, и более сходны с предик.
ед. Пр1: в старожке лесника могли быть немцы, разведчики бесшумно приблежались
к сторожке. (перечисление событий) пр2: в сторожке лестница. может быть немцы,
и разведчики бесшумно приближались к сторожке. (дополн. оттенок следствия) Пр:3
в сторожке к которой бесшумно приближались разведчики, могли быть немцы. (соед.
отношен).
4.
СcП с соед. союзами.
Виды
синт. отношений в ссп.
ссп.
– соед. с. могут выражать сл. синт. отношения. во-1х) перечислит. онт. с пом.
с. ни…ни, и, да. – и обозначают связь однотипных ситуаций следующих др. за др.
или одновременных. Для этих предл. хар-на интонация перечисл. 2)
Отождествительные отношения. с. тоже, также. В этих предл. устанавливается
сходство мду действиями и признаками мду предметами и лицами во 2х. и 1й
частях. 3) распространительные отношениея. с. – и, в качестве доп. ср-в связи
используются анафорич. мест. и нар. В подобных предл. 2я часть распростр. 1ю.
Пр: Сад был моим и в этом было его достоинство. 4)результативные отношения. с.-
тоже, обычно с с. и. В этих предл. 2я предикативная ед. выражает содержит рез-т
вывод из 1й. Пр: жизнь дается 1 раз и хочется прожить ее добро и красиво. В
кач. доп. ср-в связи используются: - мест. нар., вводное слово. поэтому,
значит. 5)условно-следственные. в пердл. к-е означает, указывает на условие
действия 2й части. Пр: скажи ей 2 слова, и она спасена. в кач. доп. ср-в связи
спользуют: -фиксир. порядок следов. частей. – соотношение видо-врем. форм сказ.
6)отношения несоотвествия. Это утвержение совмещение несовместимого. значение
соединения осложняется противительным или уступительным значением. И-можно
заменить на Но. пр: Она пела, и голос ее замер.
5.
СcП с разделит., противит., гардац., союзами.
В
предл. с разделит. с. выр-ся сл. синт. отнош. во-1х)отношение взаимоисключения.
(или, либо, не то.. не то, толи… толи), Эти предл. констатируют связь 2х
ситуаций 1 из к-х исключает др. Пр: или я совершенно ошибся в Вас, или вы в
состоянии выслушать правду. 2)отношение чередования. выр-ся с пом. союзов
то…то. Наблюдающиеся в пердл. к-е отображают ситуации существования в разных
временные планы и сменяющие др.др. Пр: то в избытке слезы счастья в три ручья,
то душа во власти сна и забытья. 3)отношение альтернативной мотивации. с пом.
с. а то, а не то, или. – и – указывает на связь 2х альтернативных ситуаций 1 из
2х оценивается как менее предположительная или желательная для говорящего или
адресата. Пр: тиши скорей приходи, а то Машенька браниться станет.
В
предл. с противительным с. выр-ют сл. отношен. во-1х)сопоставительные. в предл.
части к-х связанные с пом. с. а, же, -и сопоставляют ситуации или явления. Пр:
мать расположилась с детьми в карете, а отец в кибитке. Доп. ср-ми связи в этом
подтипе служат слова одной тематической группы общей модальной и временной
план, параллелизм строения. Эти ср-ва связи подчеркивают содержательную
общность частей, что и делают возможным сопоставление. пр: в книгах сказки, а в
жизни только проза есть. 2)противительно-огранич. отношен. (но, да, однако) В
этих предл. одна из предикат. ед. сообщает о ситуации ограничивающей проявление
действия в др. части. Пр: все хорошо, но только нужно уехать.
3)противительно-возместительные. (зато, однако). В этих предл. 2я предик. ед.
конпенсирует. вмещающую в 1й. Пр: Искусство – ноша на плечах, зато как мы –
поэты ценим в мимолетных мелочах. 4)противит-уступит. отн. (но, однако, да). и
выр-ют уступительные отношения. Пр: солнце село, но в лесу еще светло. (но=
невзирая, несмотря на то..)
В
предл. с градационными с. выр-ют градационные отнош. Эти предл. указывают на
неравномерность 2х событий и хар-ют 2е из них как обладающие большей для
говорящего силой значения. пр: не только дети сразу полюбили этого чел., но и
взрослые были покорены его обаянием. (не только, но и)
В
предл. с присоед. союзами. (да, да и…) эти предл. построены таким образом, что
сообщаемое во 2й части дается как (выр-ют как присоед. отнош-я) + примечание
добавочный комментарий, уточнение к 1й части. пр: постояльцы с ним не
разговаривали да и сам он не любил тратить попросту слова.
В
предл. с пояснит. с. Выр-ют отношения пояснительные. они служат для указания, для
тождества соотнесенных ситуаций, при этом инф-я в них сообщаемой распределяется
на основную (в 1й части) и второстипенную (во 2й).
Предложения
открытой и закрытой стр-ры.
Все
ссп. делятся на 2 больших разряда: предл. откр. и закр. стр-ры. К предложениям
открытой стр-ры относятся предл. с отношениями: - соединительными и
разделительными. Предложения с противительными градац. К части ССП открытой
стр-ры представляют собой незамкнутый ряд. Они однотипно построены и такхе
пред-я могут иметь неограниченное кол-во частей. (+перечисл, разд – то, то).
Пр: И лучших лет надежды и любовь, в груди моей оживает любовь и мысли несутся,
и полон ум желаний страстей, как звуки др. за др. льются. В предл. закрытой
стр-ры. Части представляют собой закрытый ряд – это всегда 2 части. стр-но и
семантически взаимообусловленные, связанные. 2я часть в них замыкает ряд и не
прдполагает 3й. Пр: он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез.
(против. отн. но…, но…,). Закрытая стр-ра может наблюдаться и в предл. с соед.
союзами. Пр: я хотел ему ответить, но не мог и слова вымолвить. Пр: я рассказал
ей смешную историю, и она успакоилась.
10.
БСП их стр-но сем. признаки. Знаки преп. в БСП.
Бессоюзное
сложное предложение. Бессоюзными называют с.п. части к-х связаны по смыслу,
интонационно, соотношениях видо-врем. форм сказуемых и порядком расположения
частей. Основным признаком бессоюзных с.п. явл. – отстутствие союзов и союзных
слов. Б.П. представляют собой – в смысловом отношении единство. Пр: багряные
лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла
города, весь город казался израненным. В этом предл. рисуется общая картина
города. Детали этого описания фиксируются частями этого предл. к-е объеденены
содержанием и следовательно лексически. Ср-ми связи частей служит здесь
интонация перечислительная. А интонация конца наблюдается лишь в конечной части
с.п. В БСП формы сказуемых гл. обычно однородны. Пр: теплый ветер пройдет по
местам, задрожат липы стволы. Наряду с вышеперечисленными ср-ми связи используются
в БСП др. ср-ва связи. 1)опорные слова в 1 части. Обычно глаголы восприятия.,
мыслительные к речевой д. соотносительные с ними сущ. прил. слвак кс. требующие
объективного распрастранения, а также отвлеченные слова требующие пояснения.
Пр: у Кости появиласть страсть (опорное слово): собирая книги, собирал он и
свякие вещицы, всяких зверков и зверушек. Пр: я знаю: ты теперь не спишь.
2)анафорические слова. – это такие эл-ты, к-е вмещают или заключают содержание
др. части. Пр: тема такая:… Пр: сердце уже не слышно, оно тоже притаилось.
3)Лексич. ср-ва связи. т.е. слова 1й тематической группы. это синонимы,
антонимы. Пр: для стариков с слишком молод, для молодых я слишком стар.
4)параллелизм строения. Пр: лесные овраги, ночлег им готовили, проливной дождь спины
им сек, солнце полило им кожу. (подл+прям доп.+сказ). 5). стр-ая неполнота 1й
из частей. Пр: мужчина слушает ушами, а женщина глазами. 6)общевторостипенные
члены. Пр: к вечеру вдруг разбижались тучки, иссякнул дождик. 7)порядок
следования предик. частей. Пр: отворил форточку – тихо. Эти ср-ва связи по ср-ю
с др. классами носят не столько регулярный хар-р. Некоторые из них закреплены
за опредленными конструкциями и типизируют их стр-ру др. хар-ны для бессоюзных
предл. разных типов.
11.
Виды бессоюзных предл.
Классификация
БСП. несмотря на то, что БСП. в качестве особенного стр-но семантического типа
стал рассматриваться в 50х годах 20в. в теории бсп. много спорных вопросов: в
частности большие расхождения наблюдаются при их классификации: одни авторы делят
бсп на: -сложносочен. – сложноподч. по аналогии с союзными. Пр: А.И.Гвоздев.
Др. считают подобную аналогию неполной. Раличают бсп: -однородного,
-неоднородного состава. пр: П.С. Погорелов… Г.И. Розенталь делит их на: БП- на
соотносительные без с. и – соотносительные с с. Белошахова делит бсп на: -
закрытой (типизированные (а. с анафорич. эл-ми. б) с незамещенными синт.
поз-ми. в)с факультативной позицией заключ. част= так, то) и не типизированные)
и открытой стр-ры. 1) В предл. с откр. стр-ой компоненты одинаково относятся к
смысловому целому и кол-во компонентов неограниченно. В предл. с откр. стр-ой
выр-я отношения… пр: голос ее сильно дрожал, в глазах отражалось беспокойство.
(одновременность действия). Пр: я мстил за Пушкина под…, я Пушкина через Урал
пронес, я с Пушкиным …, покрытый вшами, холоден и бос. 2) предл. закр. стр-ры.
Непосредственно частей 2. – эти части семантически и грам. неравноправны. –
нельзя продолжить сохранив те же синт. отношения. среди БСП закр. стр-ры
противопостоят др. с др. 2 формальных класса. 1)предл. с типизир. стр-ой. т.е.
предл. части к-х имеют специф. ср-ва выр-я синт. отношений. 2)не типизиров.
т.п. к-е не имеют специф. ср-в выр-я синт. отнош. В предл. с типизированныи
стр-ми ср-ми связи могут быть. а)анафорические элеменыт. – это слово с инф-ой
недостаточностью, содержание к-й раскрывается с пом. др. части предл. может
находиться и в 1й и во 2й части бсп. Если оно находится в 1й. части то 2я часть
восполняет его значение. синт. отнош. в таких предл. называют восполняющие.
Анафорич. эл-ми в таких предл. могут быть – указательные м. – сочит. вопросит.
частицы и м. – определит. м. – сочитание неопред. м. с прил. – отвлеченное сущ.
и др. пр: скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. Если анафорич. эл-т
распологается во 2й части. В качестве анаф. эл-ов. используются только: -
указательные, - личноуказат. м. или сочет. указат. частицы. – вот с указат.
част. + местоимен. нареч. Синт. отнош. в таких предл. называют
распрастранительными т.к. анафорический эл-т вмещающий в себя все содержание 1
части. Пр: лохматые волосы хочется тронуть рукой, такие они пушистые и мягкие.
пр: необычная жизнь Марии Стюарт, вот что поразило писателя. б)бсп. с
незамещенной синт. позицией. – это предл. имеет незмещенную синт. поз. подл.
или сказуемого управляемой словоформой. (дополнения). по хар-ру мду частями и
по стр-ю частей они сходны с изъяснит. предл. Пр: было ясно: мы опаздваем.
(изъясн. объектн). в)бсп. с факультативной позицией заключ. частицей. эти
предл. реально включают перед собой частицу так реже то. Пр: мне бы смолчать,
(так) ссоры бы не было. пр: заденишь куст (так): тебя всего росой отдает. В
этих предл. выр-ся временные, условные и прчинно-следственные отношения.
Нетепизированные бсп. бсп. нетипизир. стр-ры не имеют выразительных примет, к-е
позволяли бы выделять среди них классы на формальных основаниях. Предл.
различны по значению, хар-ру смысловых отношений мду частями. Наиболее
употребительны 2 разновидности нетипизированных бсп. а)объяснительные. 1 ч.
содержит сообщение о событии, а 2я часть комментирует это сообщение, давая ему
мотивирующие или уточняющие пояснения. пр: нужно идти тихо: можно увидеть как
горлинка пьет воду. (мотивирующее пояснение). б)сопоставительные: 2 часть
содержит сообщение, к-ые существенно отличаются от содержания 2й. Пр: ее
пробовали взять –(а) она еще отчаяннее рвалась. пр: Леветан хотел солнца –
солнце не показалось.
6.
СПП их стр-но семант. признаки. Классификация СПП.
Сложноподчиненное
предложение.
-
это предл. предикативные части к-го связанны подчинительной связью.
Диффиринциальными признаками спп предл. явл.: во-1х) зависимость одной части
(придаточная) от др. 2)наличие в придаточной части союза или союзного слова.
ср-ва связи главной и придаточной частей сложного слова сущ-го отличается от ср-в
связи частей ссп. они образуют сложных стр-ный механизм определяющий
зависимость придаточной от главной. В нем нет деления резкого на основное и
дополнительные ср-ва связи. 1) Ср-ми связи частей служат союзы: Пр: хочу чтоб
труд мой вдохновенный, когда-нибудь увидел свет. 2)союзные слова. Пр: и
больному пригласили врача, к-й сразу же поставил диагноз. 3)интонация. 4)
опорные слова в гл. части. 5)соотносительные слова. Пр: я подарю эту книгу
тому, кто кто лучше всех выполнит задание. (местоим. соотн). 6)порядок
следования пред. частей. 7)параллелизм строения и неполнота одного из строения.
Пр: я сказал…, что прийду… (обязательно нужно то что сказал. нельзя просто я
казал) 8) соотношение видо-временных форм глаголов сказуемых.
классификация
СПП. разнообразие ср-в связи в спп и сложность ее строения определили разные
подходы к его классификации. В зависимости от синт. связи можно выделить сл.
наиболее распрастраненные виды классифик. 1)функциональная классификация. Она
восходит к логическому направлению в грамматике и исходит их синт. ф-ций
придаточного по отношению к главному. При этом придаточное предл.
рассматривается как аналог члена предл. В соотвествии с этой классификацией
выделяют: -придаточные, -определительные, -подлежащностные, -дополнительные, -обстоятельственные,
-сказуемостные, пр: (подлеж) стало ясно, что мы опоздаем. 2)формальная
классификация. Исходит из хар-ра основныех ср-в связи. Союзов или союзн. слов.
выделяют: -прид. присоед. союзами. – прид. присоед. союзн. словами. 3)стр-но
семантическая классификация. исходит из всего комплекса признаков хар-ых для
спп. Эта классифик. оформилась в 50-70 г. в трудах Белашапковой. Эта классифик.
явл. ведущей в совр. русс-яз. При диффиринцации предл. согласно этому подходу
учитывается набор. сл. диффиринцированных признаков: а)расчленненость, не
расчленненость стр-ры. Придаточные нерасчленненой стр-ры- распространяют 1
слово (словосочетание) в главной части. придаточные расчлененной стр-ры зависит
от всей главной части в целом. б)хар-р союзных ср-в связи. в)хар-р и функ-ции
соотносительных слов. г)учитывается позиция придаточной части.
7.
СПП нерасчлененной стр-ры.
придаточные
нерасчлененной стр-ры. а)присупстантивно-атрибутивные (определительные =
опорное слово сущ.). Называются придаточные, к-е распространяют сущ. или сущ.
относятся к нему. местоимением и выр-ют определит. отношения. Присоед. союзными
словами: который, какой, что, чей, где, куда, откуда, куда. реже союзами:
словно, будто, как, если бы. пр: бричка, выехавшая во двор остановилась перед небольшим
домиком, к-й (союз сл) за темнотою было трудно рассмотреть. Пр: комната имела
такой вид, будто (союз) ее расстреляли из пулемета. В зависимости от того на
сколько определяемая придаточной частью сущ-ое нуждается в определении выделяют
2 вида придаточных определительных: =с одной стороны существуют предложения в
которых главная часть требует обязательного определения. В этом случае
придаточная часть будет восполнять недостоющий член предл. в гл. части. Пр:
Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелами многое, очень
многое прощают. =в др. предл. гл. часть не нуждается в распространении. В таких
предл. придаточная часть сообщает дополнительные сведения. Пр: В разгар пира в
избу зашел Травкин, которого никто не ждал. б)изъяснительно-объектное значение.
(падежн. вопросы). Главной особенностью этих предл. явл. обязательная неполнота
главной части требующая восполнения своего содержания. В этих предл.
придаточная часть присоед. к главной при помощи союзов: что, чтобы, как будто,
как бы, будто, и союзн. слов. Эти предл. выражают изъяснит. объектн. отнош. В
качестве опорных слов обычно выступают глаголы, реже сущ. со значен. речи,
мысли, чувства. Пр: ему и без того казалось, что его несут слишком медленно.
(придат. замещает дополн.) В некоторых случаях прид-изъясн. трудно отличить от
придт-опред. Обычно такое происходит когда оно относится к сущ. пр: я ловил
себя на мысли (какой, на чем?), что начинаю думать о конце войны. Существует
мнение (в чем?, какое), что искусство кино, есть искусство режиссера.
в)прикомпаративные придаточные. – относятся предл. в к-х придаточное присоед. к
формам в сравнит. степени и словам с пом. союзов: чем, нежели. В этих предл.
выр-ся сравнительно-объектные отношения. Пр: он поступил благородней, чем мы
думали.
9.
СПП расчлененной стр-ры
Предложения
расчлененной стр-ры. 1)СПП с придаточным времени. – в этих предл. предикативная
часть соед. с пом. союза: как, когда, после того как, в то время как, с тех пор
как, прежде чем и т.д. – Выражают временные синт. отношения и могут занимать
как препозицию и постпозицию по отношению к гл. части. Пр: он вернулся, когда
(всегда союз) его уже не ждали. 2)с придаточными условия. с пом. союзов: если,
если бы, еже ли, коли, кабы, раз, когда, как, при условии что, в случае если, -
могут как в препозиции так и постпозиции. – выр-ют условные синт отнош. Пр: А
старики пускай себе деруться, коли им это весело. 3)СПП с придаточными цели.
Эти предаточные присоед. к гл. часли союзами: что, дабы, для того чтобы, с тем
чтобы, затем чтобы, и частицами перешедшими в разряд союзов: только бы, лишь
бы. – придаточные цели могут находиться в постпозиции и предпозиции и выр-ют
синт отн. цели. Пр: Чтобы не думать, Самгин заставил себя вслушиваться… 4)СПП с
придаточными сравнительными. Придаточные сравнительные присоед. к главной части
с пом. с.: как, как будто, будто, словно, точно, что, как если бы, подобно тому
как, вроде того как, = и поясняют то, что говолилось в предыдущей части при
помощи сравнения. Придаточные сравнительные выр-ют сравнительные синт-е
отношения. В постпозиции могут находиться придаточные с любыми сравнительными
союзами. В препозиции могут находиться придаточные с с. – как, подобно тому…
как. Пр: Каждый звук рождал кикие-то искры и смутные запахи, как капля рождает
дрожь воды. 5)СПП с предикативными причины. с пом. с.: так как, потому что, от
того что, в следствии того что, в силу того что, благодаря тому что, всвязи с
тем что, тем более что, ибо. – выр-ют обстоятельственные отношения причины.
Могут находиться как в препозиции так и в постпозиции. В препозитивных причины
не употр. с.: потому что, от того что, тем более. Пр: Он вернулся, потому что
забыл дома ключ. Поскольку участок казался сильно заболоченным, пришлось срочно
за осушение его. 6)СПП с придаточными следствия. Придаточные следствия присоед.
к гл. части с пом. с. ТАК ЧТО. и всегда находятся в постпозиции. Они выр-ют
обстоятельственные отношения следствия. Пр: Он сейчас же уснул, так что на мой
вопрос я услышал только его ровное дыхание. 7)СПП с придаточными уступительными.
с пом с. хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром
что, как ни, Эти придаточные указывают на факт противоречащий содержанию
главной части. События о которых говорится в придаточной части должны было бы
привести к рез-ам противоположным тем, о которых говорилось в главной части, но
не привело. К прид. части можно задать ?с. – вопреки чему? –несмотря на что?.
Пр: хотя было рано, но ворота оказались запертыми. Могут присоед. к главной
части с пом. с. слов и усилительной частицы НИ. Пр: как ни готовился к
экзамену, я получил тройку. 8)СПП. с придаточно-присоеденительными. Эти
придаточные могут присоединять распространять всю главную часть а могут
присоед. к одному слову. Главная часть этих предл. явл. законченной по своей
форме и содержанию, а придаточная зависимая по форме выражает подчинительно-
присоеденительное значение. (доп. инф-я в прид. части) – содержет добавочное
сообщение оценку того о чем говорилось в галвной части, вывод, следствие из
того, о чем говорилось в гл. части. или же отдельные замечания о чем говорилось
ранее. Пр: Пала роса (можно поставить точку), что предвещала завтра. Подчин.
присоед. могут находиться только в постпозиции. 9)СПП с сопоставительно-подчин.
придаточными. (придаточные соответствия). Эти предл. присоед. к гл. части с
пом. союзов: между тем, как… тогда, как… если, то…в то время, как… чем, тем…
Т.е. располагаются в разных частях.
8.
СПП с местоименно соотносительными придаточными
Местоименн-соотносительные
предл. В этих предл. хар-р соотносительного слова определяет круг возможных
союзный ср-в с помощью к-х к нему может быть присоединена предикативная часть.
(то…, что). В зависимости от соотношения соотносительного слова и союзных ср-в
выдеяется 3 типа местоименно-соотносит. предик. Во-1х) придаточно-отождествительные
2) придаточные фразиологич. подтипа. 3)вмещающие предаточные.
1)Придаточно-отождествительные – хар-ся. тем, что допускают любое из
соотносительных слов (кроме слова то и устойчивых сочетаний: при такой степени,
таким образом…). Выбор же союзных ср-в связи в них ограничен. В этих предл.
используются только союзные слова соответствующие по значению соотносительным.
Пр: такой, какой, там… где, тот.. кто. ТО,ЧТО. 2)Предл. фразиол. подтипа
ограничен и круг союзных и круг соотносительных слов. Они содержат
соотносительные слова – с определительно-качеств или колич. знач. Союзными
ср-ми связи явл. союзы: что, чтобы, будто, словно. Пр: я братец такой, люблю
ее, что даже боюсь своей любви. Дожди были такие, будто не вода, а серебро
лилось с неба. К придаточным задаем вопросы: - в какой степени, до какой
степени?. М/ду частями этих предл. выр-ся отношения меры и степени, к-е могут
осложняться дополнительным значением – цели, следствия, сравнения. 3)Вмещающие
предложения. В этих предл. максимально ограничен круг соотносительных слов и
максимально широк круг союзных ср-в связи. – В качестве соотносительного слова
употребл. только слово ТО. В качестве союзных ср-в связи употр. все союзные
слова кроме корялятивного местаимения ЧТО и практически любые союзы. Пр: задача
состояла в том, чтобы одновременно увеличить и быстроту и точность обработки
деталей. К придаточной части задается падежный вопрос и мду частями
складывается вмещающие синт. отнош.
12.
Многокомпонентные СП 1 уровень стр-ры (или СПП, ССП, БСП откр. и закр. стр-ра и
т.д.)
Многокомпонентные
СПП. – эти предл. отличаются др. от др. хар-ом комбинирования подчинительных
связей. 1)соподчинение.-когда 1 придаточная зависит от нескольких главных. Пр:
светило солнышко и дул ветерок, когда мы вышли из дома.
2)зависимость
нескольких придаточных от 1 гл. части называется соподчиненность.
Соподчиненность
бывает разной. а)соподчиненность при к-й несколько придаточных несколько
одинаковое значение (времени, изъясн). Относятся ко всей главной части, к
главному слову и м=ду собой соединяются др.с др. соединительной или безсоюзной.
называются однородной соподчиненностью.
б)Соподчиненность может быть и неоднородной.
неоднородную соподчиненность делят на: -разночленную и общую. При разночленной
соподчиненности. зачти зависят от разных слов в главной части.
При общей соподчиненности придаточные с разным
значением зависят от всей гл. части.
. 3)Возможно и
последовательное подчинение частей, когда следующая зависит от предыдущей. 
13.
Многокомпонентные СП многоуровневой стр-ры.
Многокомпонентное,
многочленное предл. – это сложное предл. представляющая собой синт. ед. имеющее
своеобразную многомерную стр-ру. От 2 компонетного сложного предл. оно
отличается тем, что имеет не менее 3 пред. частей и эти части хар-ются особым
хар-ом связей. В среднем многочленные слож. предл. имеют 5+-2 пред. ед. Но в
письменной речи встречаются до 20 частей. Пред. части составляющие многосложное
предл. могут группироваться по семантике в стр-но семантические компоненты. Пр:
А за стенками вагона гудел и носился ветер и сыпался, сыпался снег, засыпая
стенки, двери… поезда, и только крыши вагонов слабо выступали, как спины
погребенных допотопных чудовищ. А.(1 пред. ед. и (2ур. членения) 2. пред. ед.)
и только (1ур. членения) В(3пред. ед.). В зависимости от возможности либо
невозможности группировки пред. ед. и образования стр-но сем. компонентов
предл: - 1 уровневой (нельзя выделить компоненты) и – многоуровневой стр-ой.
(можно выделить компоненты). Первый и основной уровень членения всегда 1. – он
хар-н для всей конструкции в целом. Все остальные уровни разделяются в рамках
1го. ССП и БСП –открытой стр-ры явл. 1 уровневыми. в них компоненты не
выделяются.
14.
Способы передачи чужой речи, прямая, косвенная, не собственная прямая речь.
Способы
передачи чужой речи.
Чужая
речь- это речь другого лица по отношению к говорящему. Чужая речь может быть
передана говорящим лицом по-разному, различными способами. Дословная,
буквальная передача чужой речи – прямая речь: «Где же ты мама?» - спросил
Потапов девочку (к.паустовский). Максимально полная передача содержания чужой
речи, но без сохранения ее формы и стиля достигается с помощью косвенной речи:
Потапов спросил девочку, где ее мама.
Прямая
речь- особое синт. образование, способ дословной передачи чужой речи. Она
состоит из 2 частей –ввода и чужой речи, - которые различаются по ф-ям и по
стилю. а: «А?» - «А», - а…. «А, - а.-А». Пунктуация прямой речи отражает это
различие частей: они отделяются двоеточием или тире, чужая речь выделяется
кавычками (или тире). 1) а: «А» 2) «А», - а. 3) «А, - а, и а». Косвенная речь –
это способ передачи чужой речи от лица говорящего, автора. В отличие от прямой
речи здесь чужая речь меняется, из нее устраняются все слова и формы, которые
указывают на лицо автора этой речи и на лицо адресата. Косвенная форма имеет
форму СПП, в к-м слова автора (ввод) представляют главное предл., а чужая речь
передана в виде придаточного. Это изъяснительное предл. с придаточным
дополнительным. Перестроить прямую речь в косвенную возможно, но наоборот
невозможно, если чужая речь представляет собой эмоциональное восклицательное
предложение.
Анализ
сложного многокомпонентного предложения
[это
происходило регулярно в семь утра](1):[дворник орал](2), (что в мире один такой
нашелся добрый дурак)(3),(который бесплатно раздает направо-налево свои
квартиры и при этом терпит)(4),(что ему не платят вот уже шесть месяцев). [
]1:[ *]2, (что)3,(который *)4,(что)5.

1.
предл. не воскл.
2.
это предл. сложн. т.к. состоит из 5 пред. ед.: 1п.е. это происходило регулярно
в семь утра. 2п.е., 3, 4, 5.
3.Конструкция
многоуровневая, т.к. можно выделить стр-но семантические компоненты. Компонент
А: 1п.е. В: 2,3,4,5 п.е.
4.На
1 основном уровне членения. предл. безсоюзное, т.к. части соедин. безсоюзной
связью, по смыслу.
-стр-ра
закрытая, т.к. части не равноправны и предл. нельзя продолжить сохранив теже
синт. отнош.
-БСП
типизированной стр-ой, т.е. в предл. емеются специфич. ср-ва связи.
-предл.
с анафорич. эл-ом. (мест) – это – находится в 1 части.
-синт.
отношение восполняющие.
5.
Компонент А – представляет собой прост. пред. ед.
6.
компонент В. – это многокомпонентное сложное предл. 1 уровневой стр-ры. с
последовательным подчинением частей, т.е. следующая часть зависит от
предыдущей.
7.
На 2 уровне членения предл. СПП.
-3я
пред. ед. предаточно-изъяснит. с изъяснит. объектн. отнош.
-4я
п.е. придаточно-определительная, отношения определительные.
-5я
п.е. придаточно-изъяснит. с изъяснит. объектн. отнош.
Синт
анализ БСП.
Этот
голос означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная
помощь.
1.По
цели высказывания повествовательное, не восклицательное, т.к. коммунивкативная
установка – сообщение, не воскл. т.к. эмоционально не окрашено.
2.Сложное
т.к. сосотоит из 2х предикативных ед. 1)пред. ед.: Этот голос означает только одно
2)пред. ед.: Другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь.
3.Ср-ва
связи: Бессоюзное- интонация, -порядок следования частей, -анафорические эл-ты.
слово «одно».
4.стр-ра
закрытая т.к. непосредственно составляющих частей 2 и предложения нельзя
продолжить сохранив те же синт. отношения.
5.стр-ра
типизированная т.к в 1 части имеется анафорический эл-т «одно».
6.синт.
отношения восполняющее.
Синтаксический
анализ ссп.
Предпочвенная
вода лежит очень глубоко, и колодцы к лету пересыхают.
1.Предложение
повеств. не воскл.
2.Прдл.
сложное т.к. состоит из 2х. предик .частей. а)вода лежит очень глубоко.
б)колодцы к лету пересыхают.
3.По
ср-вам связи –союзное, сложносочененое, т.к. части соед. с помощью сочин. союза
и.
4.Доп.
ср-ва связи: -фиксированный порядок следования частей, -соотношение
видо-временных форм глагола, -интонация.
5.Граматическое
значение: результативное отношение.
6.
Стр-ра закрытая т.к. непосредственно составляющих частей 2 и предложение нельзя
продолжить без изменения синт. отношений.